В июне в сфере регулирования крипторынка произошло много важных событий, которые повлияли на индустрию. В первой половине месяца четыре китайские провинции полностью запретили добычу цифровых монет на своей территории. В результате этого майнеры начали покидать Китай, а хешрейт биткоина снизился более чем на 50%.
Приостановить работу пришлось даже крупнейшему в мире производителю оборудования для майнинга Bitmain. Китайская компания приняла такое решение после того, как цены на оборудование для добычи криптовалюты обрушились за два месяца на 75%. Bitmain планирует перенести производство из КНР в другие страны.
Проводить операции, связанные с криптовалютами, запретили всем китайскими банкам и другим финансовым организациям, например, платежной системе Alipay. После этого регуляторы других стран также обратили внимание на цифровые активы и необходимость их регулирования.
Банк Индонезии ввел запрет на использование цифровых валют в качестве платежного средства или других инструментов финансовых услуг. В ведомстве напомнили, что криптовалюта не может быть использована для оплаты товаров и услуг.
Ввести полный запрет на обращение криптовалют предлагали и в Нидерландах. Директор Голландского бюро экономического анализа при Министерстве экономики и климатической политики Питер Хасекамп призвал власти страны последовать примеру Китая. А глава итальянского финансового регулятора CONSOB Паоло Савона заявлял, что бесконтрольное обращение цифровых активов может нанести ущерб экономике страны.
Против использования криптовалют при расчетах высказалась и глава Банка России Эльвира Набиуллина. По ее мнению, цифровые валюты даже нельзя называть деньгами, поскольку они являются денежным суррогатом.
Эксперты «РБК-Крипто» объяснили, почему в последнее время регуляторы пристально наблюдают за цифровыми валютами и как это отразится на крипторынке.
Следствие роста
Долгое время регуляторы не рассматривали криптовалюты как какое-то серьезное явление, которое может повлиять на расстановку сил в мировых финансах, пояснил руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker Юрий Мазур. По его словам, кризис 2020 года и последующее перетекание капитала на криптобиржи продемонстрировали устойчивость положения сектора, а рост крипторынка привлек еще больше розничных инвесторов, и, что важно, крупных технологических игроков.
Производитель программного обеспечения MicroStrategy — крупнейший держатель криптовалюты среди публичных компаний, чьи акции торгуются на фондовом рынке. Последний раз компания покупала биткоин 21 июня на сумму $489 млн. Всего MicroStrategy принадлежит более 105 тыс. цифровых монет.
В начале февраля появилась информация о том, что Tesla инвестировала в главную криптовалюту. Компания направила уведомление в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) о покупке биткоинов на $1,5 млрд. В конце марта стало известно, что Tesla продала 10% цифровых монет, зафиксировав прибыль в $101 млн.
«Для регуляторов оставить рынок без внимания сейчас означает потенциально проиграть в будущем монополию в финансовой сфере», — отметил аналитик.
Помимо того, что за последние годы количество участников критпорынка выросло в разы, увеличилось число и объемы незаконных операций с цифровыми активами, а также значительно выросло число мошеннических проектов, утверждает ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков. Он пояснил, что отсутствие мирового законодательства в этой сфере вынуждает отдельные страны идти своим путем: кто-то запрещает цифровые активы, а кто-то смотрит на криптоиндустрию более лояльно.
Причина нежелания многих правительств признавать криптовалюту — сложности с регулированием этого рынка, который изначально по своему принципу нерегулируемый и исключает участие третьей стороны, кроме продавца и покупателя, объяснил генеральный директор финансовой компании Newcent Владимир Сметанин.
Активность пойдет на спад
На горизонте 6-12 месяцев активность регуляторов постепенно пойдет на спад, поскольку текущие рыночные условия не дают оснований для немедленной реакции со стороны мировых финансовых властей: они подключаются только, когда криптовалюта начинает играть более значительную роль, нежели обычно, считает Першиков.
По его мнению, в крупнейших экономиках мира, таких как США и ЕС, не стоит ожидать серьезных запретов в отношении криптовалют, так как в этих странах появляются инвестиционные и финансовые продукты на основе цифровых активов, которые подпадают под нынешнее регулирование и не являются чем-то негативным для финансовой отрасли.
В ближайшие несколько лет мы увидим попытки создать международные нормы регулирования цифровых активов, но они вряд ли коснутся частных блокчейн-проектов, утверждает Першиков. Он считает, что регулирование криптовалют — это тупиковый путь для мировых финансовых властей.
«Регулирование возможно для национальных цифровых валют (CBDC) и криптовалютных бирж, но вряд ли мы увидим регулирование биткоина или других частных криптоактивов», — добавил аналитик.
Все попытки регулирования отрасли будут сводиться к нормам налогового и уголовного права. Для регулирования криптовалют как финансовых инструментов они должны будут встать в один ряд с иными формами денег, а эта идея вызывает отторжение у крупнейших регуляторов, объяснил ведущий аналитик 8848 Invest.