За последний год децентрализованные финансы были самой горячей темой обсуждения в криптомире, выдвигая отрасль на новые высоты, разрабатывая инновационные приложения для технологии и делая финансовые услуги более доступными.
Он намерен вернуть экономическую инфраструктуру в руки людей, и точно так же, как TCP/IP способствовал росту стольких предприятий в Интернете, децентрализованные финансы привносят бизнес в блокчейн. В прошлом году внедрение автоматизированных маркет-мейкеров дало DeFi столь необходимый импульс. Общая стоимость, заблокированная на децентрализованных финансовых платформах, составила около 1,2 миллиарда долларов в июне 2020 года – показатель, который вырос почти в сто раз к маю 2021 года.
Добыча ликвидности подпитывала внезапный всплеск использования DeFi по всему миру в прошлом году, предоставив людям доступ к дополнительным токенам, выходящим за рамки стандартных процентных вознаграждений. Однако изменение правила игры заключалось в том, как эти платформы позволяли пользователям обрабатывать свои соответствующие токены для участия в своих системах управления.
Хотя 2020 год был прекрасным годом для DeFi по цифрам, истинные масштабы хаоса, который последовали прошлым летом, известны только людям, которые были там. Тем не менее, с тех пор пространство DeFi добилось значительных успехов, решая всевозможные проблемы от технических ограничений до лучших моделей стимулирования.
На фоне краха национальных экономик, глобальной пандемии и борьбы за биткоин, чтобы преодолеть отметку в 10 000 долларов, DeFi, безусловно, вошел в историю в прошлом году – но повторится ли история? Может ли сектор DeFi овладеть еще одним параболическим всплеском через год после прорыва в мейнстрим не только для криптопользователей, но и в глобальный финансовый сектор?
500 дней лета?
Крупнейшим конкурентом децентрализованной финансовой индустрии является та самая финансовая экосистема, которая действует сегодня. Традиционное, централизованное финансирование существовало на протяжении веков, развиваясь на протяжении многих лет испытаний, ошибок и модификаций. Хотя это дефектная система в отношении Bitcoin, она не только лучше интегрирована в современное общество, чем любой сервис на основе блокчейна сегодня, но и самый популярный способ, которым люди вкладывают свои деньги на работу.
DeFi позволяет использовать все централизованные финансовые предложения и многое другое, но все еще есть много проблем, которые ему нужно преодолеть. Во-первых, большинство децентрализованных приложений работают в сети Ethereum, где перегрузка сети подтолкнула плату за газ до почти недоступного для простых пользователей уровня. DeFi потенциально может обслуживать миллионы, если не миллиарды, пользователей, однако сегодня менее 350 000 кошельков взаимодействуют с Ethereum ежедневно.
Децентрализованное финансирование, возможно, еще не готово к массовому внедрению, но у них, безусловно, есть традиционные финансовые услуги, которые изо всех сил пытаются конкурировать. Тем не менее, некоторые считают, что DeFi совсем не конкурирует с ними. Сергей Кунц, соучредитель 1-inch сетевой платформы DeFi, сказал:
«Я почти уверен, что DeFi не следует считать конкурентом традиционных финансовых услуг. DeFi – это просто логическое продолжение развития финтеха. Я вижу, что банки и финтех-компании становятся удобными шлюзами в новый финансовый мир DeFi».
Хотя пространство блокчейна в основном включает в себя разработчиков, энтузиастов и розничных инвесторов, децентрализованные финансы медленно привлекают в игру гораздо больших игроков. Институциональные инвесторы хотят кусочек криптовалютного пирога, а DeFi оказывается популярным вкусом. Большинство платформ кредитования DeFi рекламируют процентные ставки доходности от 8% до 70%, но с тем, как быстро растет экосистема, эти астрономические ставки могут не быть рядом слишком долго. Вполне вероятно, что чем больше инвесторов начнут использовать продукт, тем ниже могут упасть процентные ставки.
Хотя в настоящее время Ethereum накапливает большую часть внимания, которое привносит DeFi, и другие проекты не ждут решения проблемы с перегрузкой. Совместимость блокчейна постепенно становится реальностью, искореняя изолированные децентрализованные экосистемы сегодняшнего дня, привнося большую компонуемость в космос и позволяя лучше распределять ресурсы на развитие. На самом деле, Бетт Чен, соучредитель Acala Network на Polkadot, сказала: «С технологической точки зрения развитие много-цепочности неизбежно».
Платформа Polkadot на основе субстратов позволила децентрализованным приложениям взаимодействовать с приложениями в других распределенных сетях и продолжает привлекать проекты со значительно более доступной экосистемой разработки. «Такие метапротоколы, как Polkadot, будут играть важную роль в разработке и распространении децентрализованной сети, которая затем позволит расширить возможности высокой пропускной способности, обновляемых цепочек без форков и приложений DeFi», – добавила она.
Еще одним значительным препятствием для DeFi является ясность регулирования. DeFi не станет полностью регулируемым пространством за одну ночь, и, возможно, этого никогда не произойдет, так как для создания, обновления и поддержания надежной нормативно-правовой базы для децентрализованных финансов могут потребоваться усилия в промышленных масштабах, но с рынком стоимостью 70 миллиардов долларов на карту есть много стимулов для этого.
Только в 2020 году общая метрика заблокированной стоимости DeFi выросла на впечатляющие 2000%, и аналогичный рост в этом году привязал бы DeFi к экосистеме стоимостью 300 миллиардов долларов к декабрю. Сегодня показатель TVL составляет почти треть пути туда, и хотя в этом сезоне может быть сложно для пространства снова претерпеть такой экспоненциальный рост, это не совсем невозможно. Поскольку 300 миллиардов долларов составляют менее шестой от текущей общей капитализации криптовалютного рынка, можно утверждать, что DeFi, безусловно, важнее для блокчейна, чем эта фракция.
Хотя TVL не совсем сопоставимый показатель с рыночной капитализацией, DeFi находится на пути к тому, чтобы стать гораздо более зрелой ареной. С такими крупными игроками, как Nexus Mutual и CDx, делающими шаги в страховом пространстве DeFi, технологическими гигантами Facebook и PayPal, входящими в сферу блокчейна, и опытными разработчиками, постоянно производящими революционные приложения, о росте в том же масштабе, что и в прошлом году, не совсем не может быть и речи.
Ожидания DeFi
За последние пару лет DeFi пережил беспрецедентный рост, стимулируя более участвующую экономику и ускоряя современную цифровую революцию. Проблемы, которые ему приходится преодолеть, например, элементарных функций совместимости и неэффективности капитала до низкой ликвидности и неинтуитивных интерфейсов, DeFi в ближайшие годы будет работать над их решениями.
Технология блокчейна уже невероятно сложна, и добавление технических сложностей платформ DeFi в смесь может стать самым большим препятствием на ее пути. По-прежнему трудно понять, как использовать все предлагаемые продукты, но, по крайней мере, есть только один путь отсюда – развиваться.
Средний инвестор не узнает, как работает MetaMask и как его использовать, и до тех пор, пока отрасль не начнет создавать более удобные, интуитивно понятные способы взаимодействия с экосистемой, массовое внедрение останется недоступным. Хотя ожидается, что Ethereum 2.0 объединит цепочки в конце этого года или в начале 2022 года, чтобы создать более масштабируемую версию сети с шардами, люди уже находят способы обойти эту проблему.
Живко Тодоров, руководитель экосистемы DeFi в LimeChain — компании, которая предоставляет инновационные технологические решения для предприятий и стартапов с распределенной бухгалтерской книгой, — сказал:
«Высокие сборы за газ являются препятствием для входа для розничных пользователей. Тем не менее, мы находимся на ключевом этапе, когда решения второго уровня запускаются и набирают тягу, что резко снизит плату за газ». Тем не менее, перегрузка на Ethereum не только увеличивает плату за газ в сети; это отчуждает значительную часть трейдеров.
“Пропускная способность блокчейна препятствует притоку трейдеров HFT в этот сектор”, – сказал Григорий Рыбальченко, соучредитель и генеральный директор биржи EmiSwap, добавив: “Эти трейдеры составляют наибольший объем на традиционных централизованных биржах, и высокие комиссии вряд ли подтолкнут их к миграции на DEX в ближайшее время”.
Общая рыночная капитализация цифровых активов ненадолго превысила отметку в 2 триллиона долларов в этом году. Тем не менее, крипторынок все еще крошечный по сравнению с мировым фондовым рынком, который в настоящее время составляет около 80 триллионов долларов по всему миру. Тем не менее, децентрализованное финансирование достигало так многого всего за несколько лет, и до тех пор, пока эти темпы инноваций продолжаются, вполне может быть еще одно лето DeFi, так как проекты могут начать извлекать выгоду из всей тяжелой работы, проделанной за последний год.