В последние недели было трудно пережить день, не столкнувшись с заголовком “Dogecoin”. Криптовалюта-мем увидела, что ее цена растет в геометрической прогрессии вслед за серией одобрений знаменитостей, включая миллиардера Марка Кубана, члена “Kiss” Джина Симмонса и икону Snoop Dogg.
Легко отрицать то, что происходит с DOGE, на фоне еще одного раунда безумия, подпитываемого шумихой, как и раньше, особенно с идеями семинаров Илона Маска перед его концертом в Saturday Night Live 8 мая. Однако на этот раз происходит что-то, чего раньше не видели: использование Dogecoin для платежей растет вместе с ценой монеты. В дополнение к Далласу Маверикс из Национальной баскетбольной ассоциации, команде, принадлежащей стороннику Dogecoin Марку Кубану, франшизы Главной лиги бейсбола теперь также попадают в игру DOGE. Но устойчив ли рост платежей DOGE вне циклов шумихи?
Очень симпатичный обмен
Деньги могут быть инструментом для координации человеческой деятельности. Чтобы взять на себя эту роль, актив, используемый в качестве средства обмена, должен обладать позитивными настроениями достаточно большой аудитории. Это благоприятное отношение может быть связано с давно укоренившейся конвенцией (как в случае с фиатом), технологической обоснованностью (например, токеном, предназначенным для облегчения денежных операций на блокчейне) или просто от того факта, что людям это нравится или кажется, что это легко и смешно.
Dogecoin не хватает технологической надежности, в течение многих лет он не видел значительного обновления программного обеспечения. До недавнего времени практическое использование актива в основном ограничивалось чаевыми людей на форумах для остроумных замечаний. Тем не менее, немыслимо, что сочетание меметической силы Dogecoin – то, что он неоднократно демонстрировал в прошлом – плюс угасающие границы между коллективными чувствами и коллективными действиями может означать больше для принятия в качестве платежного инструмента, чем для здоровой репутации или технологического превосходства.
Конечно, главной мотивацией для бизнеса начать принимать платежи DOGE в настоящее время, вероятно, является билет в шумиху, который дает такой шаг. В дополнение к вирусной славе, бренд может воспользоваться поддержкой энергичной толпы Dogecoin, заинтересованной в стимулировании бизнеса, который шиллингует свои сумки в социальных сетях – отношения, которые некоторые наблюдатели называют “взаимно паразитическими”. Но никто не догадывается, что произойдет, когда критическая масса предприятий решит выбрать этот маршрут.
Влияние поколения Z
Аналитики часто ссылаются на популярность Dogecoin среди молодых интернет-пользователей ракетным топливом, которое в конечном итоге может донести его во всевозможные невероятные места. В недавнем интервью Ран Нойнер, соучредитель и генеральный директор блокчейн-инвестиционной фирмы Onchain Capital, сделал предложение, что молодые пользователи TikTok могут генерировать достаточные сетевые эффекты, чтобы сделать DOGE жизнеспособным инструментом для онлайн-транзакций.
Насколько популярен Dogecoin среди подростков и молодых людей, трудно оценить. Действительно, убедительно, что монета, которая начиналась как шутка и теперь имеет рыночную капитализацию в 77 миллиардов долларов, воплощает в себе нигилистический дух молодого поколения. Также верно, что прошлым летом на TikTok начался ценовой памп.
Тем не менее, когда дело доходит до вопроса о том, сколько зумеров — членов поколения Z — используют DOGE, самый честный ответ заключается в том, что нет способа узнать. Надежные данные опроса об использовании криптографии трудно найти, что вдвойне верно для данных возрастных групп. Согласно последней итерации опроса инвестиционного банка Пайпер Сэндлер «Aкции с подростками», 9% подростков в Соединенных Штатах сообщили о торговле криптовалютами. Хотя почти каждый десятый статистический состав выглядит солидным, нет никаких подробностей о том, какими активами торговали респонденты.
Еще один недавний опрос финансовой группы Чарльз Шваб измерил поведение молодых людей в торговле криптовалютами в Соединенном Королевстве. Было установлено, что более половины британских инвесторов в возрасте от 18 до 37 лет торговали или владели криптовалютами по сравнению с 25% тех, кто покупал акции. Опять же, нет никаких подробностей об использовании конкретных монет или доле респондентов, которые сообщили о том, что они активны на TikTok.
Такая широкая привлекательность
Хотя остается открытым вопрос, может ли один возраст или группа по интересам привести к восхождению актива к желанному статусу основного способа оплаты, Dogecoin потенциально привлекает широкий круг пользователей. В дополнение к нигилистической молодежи и трейдерам, любящим мемов, это может быть легким и дружелюбным входом для начинающих в пространстве цифровых активов. Лишенная притворства технологически сложного актива, монета, украшенная щенками, имеет хорошие возможности стать первой крипто для менее технически подкованных новичков, прибывающих толпами по мере того, как крипто становится все более распространенной.
Кроме того, воздух несерьезности может привлечь людей, ностальгирующих по временам до того, как производные инструменты BTC были проданы на основных институциональных платформах. Dogecoin может быть последним бастионом старого крипто-спирота, с которым захотят иметь дело традиционные финансовые акулы – следовательно, народная монета?
Ожидается, что у многих криптографических экспертов ничего из этого нет. На вопрос о том, есть ли у Dogecoin какое-либо будущее в качестве средства обмена, Джошуа Франк, генеральный директор фирмы по анализу данных криптовалют The TIE, ответил:
«Нет. Это забавный мем, и он привлек огромное внимание мейнстрима, но я не предвижу никакого будущего, в котором Doge будет монетой Интернета».
Тем не менее, при правильном сочетании социальных настроений, своевременных твитов знаменитостей и набегов крупных брендов, стремящихся к вовлечению, не представляется невозможным, чтобы DOGE нашел массовую популярность в качестве платежного инструмента в каком-то значительном уголке онлайн-экономики. Но ценовые спекуляции будут оставаться большой проблемой, так как до тех пор, пока они не достигнут достаточного сетевого эффекта, киты или влиятельные лица могут легко повлиять на монету.