Европа знает, что в ближайшее время ей придется принять цифровой евро. Чтобы стать мировым цифровым лидером и избежать зависимости от американской и азиатской технологической инфраструктуры, европейские политики и регулирующие органы должны принимать прогрессивные решения.
Камнем преткновения для цифрового экономического мышления Европы являются так называемые стабильные монеты. Стабильные монеты могут быть выпущены в частном порядке и могут стать глобально признанными и системно актуальными, разрушая давно существующие финансовые системы. Следовательно, в сегодняшних политических дискуссиях вокруг стабильных монет доминируют опасения по поводу финансовой стабильности и упорядоченной денежно-кредитной политики.
Регулирование Европейским союзом рынков криптоактивов, или MiCA, направлено на то, чтобы стать всеобъемлющей нормативно-правовой базой для криптоактивов, включая стейблкоины. В результате, выпуск стабильных монет в Европе вполне может потребовать банковской лицензии, которая благоприятствует признанным (и не обязательно чрезвычайно инновационным) финансовым игрокам. Действительно, общее нормативное бремя со стороны MiCA может быть очень дорогостоящим, и те, у кого есть значительные административные ресурсы, смогут выполнить требования, а именно крупные банки и Big Tech.
Это не означает, что регулирующие органы должны просто прекратить то, что они делают, так как нам нужно снизить риски и минимизировать негативные внешние эффекты на каждом уровне. Однако граждане и бизнес Европы захотят полноценно участвовать в мировой цифровой экономике и будут требовать доступа к таким инструментам, как стейблкоины, практически независимо от регуляторных нюансов. Граждане будут ожидать удобных платежных решений, которые защищают их конфиденциальность, а бизнесу понадобятся программируемые деньги для модернизации и расширения.
В то время как Европа работает над своими планами, стабильные монеты уже занимают центральное место в мировой цифровой экономике, стимулируя инновации, экспансию и рост. И неудивительно, что сегодняшние ведущие стабильные монеты привязаны к доллару США. Ежедневно более 100 миллиардов долларов проходят через цифровые транзакции по таким протоколам, как Tether (USDT) или USD Coin (USDC). По сути, сегодняшние проекты стейблкоинов способствуют глобальной долларизации экосистемы блокчейна, органично и без проблем распределяя американскую валюту по всему миру. То же самое можно было бы достичь с широко распространенным цифровым евро.
Цифровая экономика будущего будет характеризоваться растущим разнообразием бизнес-моделей и сценариев использования. Это потребует нескольких платежных систем и решений, включая цифровые валюты, работающие на нескольких инфраструктурах, которые будут сосуществовать и дополнять друг друга. Европа должна признать не только важность цифрового евро для будущего европейской экономики, но и необходимость различных типов цифрового евро. В идеале это должно включать в себя не только цифровую валюту центрального банка (CBDC), но и отдельные стабильные монеты с евро и другие режимы.
Для достижения глобального цифрового лидерства Европе нужна разнообразная, конкурентоспособная цифровая экосистема. Это позволит появиться решениям, способных конкурировать с мировыми гигантами и проворными инноваторами как с Востока, так и с Запада. Нормативные требования должны быть сбалансированными и пропорциональными для всех участников и не должны негативно влиять на стартапы на начальном уровне и более мелкие компании. Поддержание подлинно равных условий игры важно для содействия динамичному цифровому развитию, в котором нуждается Европа, а чрезмерно строгая или карательная нормативная база только укрепит существующие олигополии в области технологий и финансов.
ЕС находится на ключевом этапе. MiCA будет эталонным регламентом для других юрисдикций, которому нужно либо следовать, либо избегать. Европа должна быть катализатором цифровых валют, а не ингибитором, и она должна поддерживать различные цифровые решения для евро, если она собирается сохранить геополитическую и технологическую актуальность. Если Европа сможет преодолеть узкую и оборонительную точку зрения и шире взглянуть на стабильные монеты, которые отражают реалии их разнообразных структур, экономических функций, технологических конструкций и требований к управлению, то она может стать лидером в глобальной цифровой экономике будущего.