Удивительный график от Morgan Stanley, опубликованный Financial Times, проливает новый свет на Биткойн и криптовалютный феномен. Как обычно, хорошие данные и хорошие истории усиливают друг друга. График сам по себе не говорит нам, почему происходит то или иное, или не до конца говорит, что именно происходит. Вместо этого он помогает понять, какие события в реальном мире были значимыми, и предоставляет факты в поддержку гипотез, будь то о прошлом или о будущем. График практически не содержит новых данных, однако их изображение в одном месте очень информативно.
Содержание:
Четыре эры Биткойна
В сравнительно короткой истории криптовалюты было четыре отчётливых эры. Ранние любительские дни длились с запуска Биткойна в 2009 г. до появления двух знаковых платформ: биржи Mt.Gox и чёрного рынка Silk Road. В конце 2013 г. – начале 2014 г., когда обе платформы потерпели крах, наблюдалось замешательство. Цена Биткойна обвалилась с более чем $1000 до менее чем $300, где преимущественно и оставалась на протяжении двух лет.
В 2014-16 гг. активность вышла за рамки Биткойна в двух направлениях. Во-первых, Эфириум и другие платформы генерализировали цифровую валюту Биткойна в механизм для децентрализованных приложений и сервисов. Во-вторых, системами распределённого реестра заинтересовались предприятия и правительства, что добавило к открытой сети Биткойна уровень разрешений. Это были дни «блокчейна без Биткойна».
В 2017 г. маятник снова качнулся, и цена биткойна и других криптовалют внезапно стала стремительно расти. На пике популярности оказались первичные предложения монет (ICO) и торговля криптоактивами. В декабре 2017 г. цена биткойна на короткое время приблизилась к $20 000, а общая стоимость криптовалют в обращении превысила $800 млрд. Миллионы розничных инвесторов по всему миру вкладывались, надеясь на огромную прибыль. Мобильный клиент биржи Coinbase на какое-то время возглавил рейтинг загрузок в магазине приложений Apple.
Затем в начале 2018 г. произошла коррекция рынка. Биткойн быстро упал примерно до $8 000. Регуляторы, такие как Комиссия по ценным бумагам и биржам США, стали преследовать мошеннические и незаконопослушные ICO, тогда как Китай и Южная Корея и вовсе их запретили. Здесь удивляет не то, что пузырь биткойна лопнул. В отличие от 2013 г., он не лопнул. Он сдувался относительно равномерно. Простое объяснение таково, что держатели криптовалют, убеждённые в фундаментальном превосходстве этой разновидности денег, не перестанут их хранить (или «ходлить» на жаргоне), тогда как обычные инвесторы бегут к выходу, провоцируя панику.
А теперь давайте рассмотрим график.
Против чего торгуют Биткойном?
По-прежнему превалируют азиатские рынки, однако пары с другими фиатными валютами также набирают обороты.
Не забывайте, это не график цены биткойна. Здесь показано, на что продавцы биткойна его обменивают. Тем не менее, здесь видны все рыночные сдвиги. В начале 2014 г., со смертью Silk Road и особенно Mt.Gox, на который на пике приходилось около 80% обменного рынка биткойна, рынок полетел вниз с обрыва. Это мы знаем. Но график Morgan Stanley наглядно показывает, куда перешла вся активность: в Китай (CNY – это китайская валюта, юань). С середины 2013 г. до середины 2014 г. Китай быстро вырос с ничтожно малой доли торговли биткойном до практически всего рынка. Этому есть несколько возможных объяснений. Возможно, объём биткойн/юань подскочил в процентном отношении, когда объём биткойн/доллар обвалился, тогда как в абсолютном отношении он не изменился. Возможно, это связано с доминированием Китая в майнинге Биткойна, которое в этот период возросло. Майнеры зарабатывают вновь намайненные биткойны, которые они часто продают. Или же, возможно, что-то спровоцировало активизацию торговой активности с биткойном в Китае. Для ответа на этот вопрос нужно больше данных.
Таким образом, период 2014-16 гг., когда цена биткойна была подавленной и появлялись новые блокчейны и платформы технологий распределённого реестра (DLT), в то же время был эрой китайской гегемонии в Биткойне. Странно то, что китайские власти в этот период не особо приветствовали распространение криптовалюты. Они закручивали гайки, запрещая банкам проводить транзакции с биткойном. Публикации того периода отмечали этот парадокс, но не могли его объяснить. Есть два возможных объяснения. Либо китайские власти не осознавали или не придавали значения тому, что сейчас нулевая отметка для Биткойна в критический период его развития, потому что активность была небольшой и не связанной с официальной финансовой системой, либо они хотели, чтобы всё так и было, лишь бы слишком много валюты не покидало страну или не использовалось для мошенничества.
Затем весной 2016 г. произошёл ещё один существенный сдвиг, отображённый на графике. За одну ночь рынок биткойна перепрыгнул Японское море. Японская иена из второстепенной превратилась в крупнейшую торговую пару биткойна – и, судя по всему, сохраняет этот статус по сей день. В данном случае событие, спровоцировавшее это, определить несложно. В марте 2016 г. японский кабинет министров одобрил законопроекты, объявляющие биткойн и другие криптовалюты законными формами денег и признающие криптовалютные биржи субъектами регулирования. Перспективы однозначного разрешения соседним глобальным финансовым центром криптовалютных транзакций в сравнении с их квази-незаконным статусом в Китае были явно убедительными. В середине 2017 г. Китай запретил биржам проводить торги биткойн/юань, но, как видно из графика, рынок к тому времени уже полностью сместился.
Как ни странно, величайший бычий рынок в истории биткойна выглядит на графике Morgan Stanley относительно стабильным, с иеной по-прежнему в качестве преобладающей торговой пары. И когда на рынке биткойна в 2018 г. произошёл разворот, внезапного фазового перехода, как в 2014 или 2016 гг., не было. Вместо этого наблюдается две менее драматичных, однако очень заметных, тенденции. Первая – это рост «других» валют, на которые иногда приходится не меньшая доля рынка, чем на иену. На графике это не указано, но это почти наверняка другие криптовалюты, а не фиатные валюты, эмитируемые правительствами. Справа на графике показано, что сегодня на эту категорию приходится 40% всех криптовалютных сделок. В 2017 г. это представляло рост ICO, которые преимущественно принимали биткойны или эфиры в обмен на свои вновь созданные токены. Процент транзакций ICO упал в начале 2018 г., согласно графику, но затем стабилизировался, что согласуется с данными активности ICO. Похоже, большим движителем бычьего рынка биткойна был не сам биткойн, а люди, покупавшие биткойны и эфиры для доступа к другим токенам.
Здесь мы подходим к последней на данный момент стадии рынка. Один вопрос – почему цена биткойна упала. Второй – почему она не упала ещё больше. Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо рассмотреть ещё один график, недавно опубликованный Financial Times и основанный на данных криптоаналитической фирмы Chainalysis.
В декабре 2017 г. долгосрочные ходлеры Биткойна (на графике обозначенные как «инвестиционные монеты») вместе продали спекулянтам биткойны примерно на $30 млрд. Такие большие продажи на таком всё ещё небольшом по финансовым стандартам рынке неизбежно должны были обвалить цену.
Так почему же цена не обвалилась ещё больше? Отчасти из-за фактора «ходла». Долгосрочные инвесторы много продали, но также много оставили себе, как показано на самом нижнем графике от Chainalysis. Отчасти дело в остаточном оптимизме касаемо криптовалют, притоке институциональных денег в торговлю криптоактивами и отвоевании биткойном у золота доли как базового «средства сбережения», неуязвимого перед государством. Но отчасти дело в последней детали приведённого ранее графика от Morgan Stanley.
В самом конце 2017 г. на сцене торговли биткойном появилась криптовалюта Tether. Tether – это «стейблкойн», теоретически привязанный к стоимости американского доллара. Не до конца ясным образом валюта связана с крупной криптовалютной биржей Bitfinex. Было выпущено тезеров более чем на $2,5 млрд, предположительно обеспеченных 1:1 резервами долларов США, хотя никто на самом деле в это не верит. Тем не менее все эти тезеры стали существенным направлением потока биткойнов. Фактически Tether создаёт новое покупательское давление для биткойна. Деньги остаются в криптовалюте, так как тезеры на самом деле не конвертируется по праву в доллары. Поэтому влияние продаж биткойнов на цену сглаживается.
Криптовалютный стейблкойн имеет ценные применения. Circle, крупная криптовалютная фирма, скрупулёзно относящаяся к соблюдению норм регулирования, анонсировала намерение создать нечто подозрительно напоминающее Tether, только без всех подозрительных элементов.
Однако пока судьбу рынка биткойна определяет Tether. Критики определили многочисленные чрезвычайно сомнительные аспекты Tether, на которые его сторонники так до конца и не ответили. Анонс в конце мая 2018 г. о том, что Министерство юстиции США и Комиссия по торговле товарными фьючерсами собираются провести уголовное расследование манипуляций на криптовалютном рынке, может быть предзнаменованием преследования Tether. Независимо от того, случится ли это, следующую стадию развития, скорее всего, будет определять переход от рынка «крипта в фиат» к рынку «крипта в крипту».
Что будет дальше?
Пока рано говорить, и этот анализ не имеет своей целью давать инвестиционные рекомендации. Но один урок графика Morgan Stanley заключается в том, что сам Биткойн за десять лет не слишком изменился в техническом плане, тогда как на его рынке наблюдались бурные сдвиги. Нет причин считать, что в 2020 г. ситуация будет напоминать нынешнюю. Криптовалютная отрасль становится более зрелой и в определённых точках сближается со зрелой экосистемой финансовых сервисных компаний. Но ни один способ прочтения графика Morgan Stanley не указывает на преобладающий тренд вместо резких разворотов. Сложно представить, чтобы волатильность, одна из преобладающих характеристик, в ближайшее время исчезла. И график также подтверждает, что главный фактор движения рынка биткойна тот, которого он должен был избегать: политические решения правительств.
Источник: bitnovosti.com