Попытка приравнивания NFT к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации дает понять, что законотворцы не понимают природы NFT, утверждает партнер, руководитель практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Михаил Быстров, пишет РБК Крипто.
Юрист прокомментировал законопроект, который был внесен в Госдуму 19 мая. Депутаты фракции «Новые люди» считают, что документ позволит защитить права владельцев NFT, так как сейчас в правовом поле в России этого понятия вообще нет, а сделки с невзаимозаменяемыми токенами люди продолжают совершать «на свой страх и риск».
NFT предлагается описать как «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн)». Такие токены предлагается регулировать как интеллектуальную собственность.
«По своей природе NFT являются уникальным цифровым квази-свидетельством, подтверждающим факт предоставления прав на какой-либо актив, причем совершенно необязательно цифровой. Однако законотворцы ограничивают сферу применения NFT только цифровыми активами, хотя их определения нигде в действующем законодательстве нет, и в реальности потенциальная сфера применения NFT таковыми далеко не ограничивается», — подчеркнул Быстров.
Он добавил, что NFT можно было бы успешно использовать для подтверждения прав владения каким-либо объектом реального мира, например, автомобилем или квартирой. Однако законодатели об этом не задумываются, поскольку сам токен для них равен привязанной картинке или видеоролику, считает специалист.
По его словам, авторы законопроекта не понимают, что, приобретая NFT, пользователи совершенно необязательно получают исключительное право на привязанный к токену цифровой объект. В подавляющем большинстве случаев пользователи всего лишь приобретают «цифровой фантик», предоставляющий им крайне ограниченные права использования привязанного объекта, а сам объект может храниться в принципе где угодно — IPFS, выделенном сервере, в облаке.
Эксперт указал, что в международном опыте уже существуют удачные определения NFT. В частности, в прошлом году SEC Таиланда определил NFT как «токены, выпускаемые в цифровой форме для фиксации права владения или предоставления прав на объект или определенные права, которые являются уникальными и могут быть выпущены в блокчейне, которые нельзя обменять на то же количество той же категории или вида криптографического актива».