В понедельник 8 августа Минфин США объявил о том, что Tornado Cash был добавлен в санкционный «черный» список (SDN) Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США.
8 августа утром Министерство финансов США объявило о включении Ethereum-микшера Tornado Cash в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами США. В этот список вносятся лица и компании, с которыми американским гражданам и компаниям запрещено совершать какие-либо транзакции. Tornado Cash — это некастодиальный опенсорс-проект, построенный на Ethereum и позволяющий пользователям перемешивать свои монеты с помощью смарт-контракта Tornado Cash, разрывая таким образом прямую взаимосвязь монет с их предыдущей историей.
Эти санкции особенно примечательны тем, что они наложены не на отдельного человека или конкретный адрес цифрового кошелька, но на использование протокола смарт-контракта, который на базовом уровне представляет собой просто информацию. Создаваемый этим решением прецедент весьма неблагоприятен для разработчиков программного обеспечения с открытым исходным кодом.
Цитируя CoinCenter,
«Чем добавление Tornado Cash в список SDN отличается от прошлых действий OFAC? Смарт-контракт — это робот, а не человек. Это программное обеспечение, находящееся в блокчейне Ethereum. Если контракт реализован надежно децентрализованным образом, то, даже если его авторы вдруг исчезнут — попадут под автобус или еще что, — сервис продолжит работать как прежде. Таким образом, это решение выглядит как санкции не просто против конкретного уполномоченного физического или юридического лица. Это санкции против нейтрального по своей природе программного инструмента, который может быть использован в хороших или в плохих целях, как и любая другая технология. Фактически санкции применяются не к конкретному недобросовестному актору, но ко всем пользователям, которые могли обращаться к этому инструменту для защиты своей конфиденциальности при совершении онлайн-транзакций и свобода которых этим решением ограничивается без какой бы то ни было надлежащей процедуры».
За время существования Tornado Cash через протокол прошел большой объем транзакций: $7,6 млрд депозитов за всё время и более $40 млн депозитов и выводов только за прошлую неделю.
После объявления Минюста США выяснилось, что Circle, централизованный эмитент стейблкойна USDC, внес в собственный черный список все попавшие под санкции адреса, исключив возможность использования их с USDC.
Стейблкойны (очевидно) НЕ обладают устойчивостью к цензуре
USDC, в отличие от блокчейн-нативных активов, таких как биткойн или эфир, являются по сути набором обязательств централизованного эмитента, в данном случае компании Circle. USDC, хоть и работает на предположительно децентрализованных рельсах, полностью централизован: все его токены находятся под контролем Circle, которая может ограничивать возможности их использования по своему усмотрению.
По состоянию на понедельник в обращении находится 54,27 млрд токенов USDC, 21,11 млрд из которых находится в различных смарт-контрактах.
Вчерашние новости многих заставили усомниться в безопасности централизованных цифровых активов, в том числе обычных пользователей, предпочитающих использовать инструменты повышения собственной конфиденциальности.
@pseudotheos: Я сторонник анонимности и права на приватность. Я использовал @TornadoCash, чтобы децентрализованным образом отделить свои IRL-адреса от этого псевдонима и сохранить приватность. Теперь часть моих USDC утеряна. В зависимости от того, как именно будут действовать регуляторы, все мои активы находятся под угрозой санкций, включая валидаторы.
Общее количество внесенных в черный список USDC-адресов на момент написания составляет 81. Интересующиеся могут отслеживать список забаненных адресов здесь.
Не менее пугающая новость для активных биткойн- и крипторазработчиков состоит в блокировке GitHub-аккаунта Романа Семенова, сооснователя Tornado Cash. Это должно обеспокоить свободолюбивых блокчейн- и криптоэнтузиастов, учитывая характер санкций, наложенных на Tornado Cash, который, как уже говорилось выше, представляет собой просто некастодиальное ПО с открытым исходным кодом.
Эти действия американского регулятора поднимают вопрос о будущем многих инструментов так называемой DeFi-сферы, которые зависят от централизованных стейблкойнов и могут иметь централизованные «узкие места».
Для кого-то может прозвучать жестко, но органическая и децентрализованная природа роста Биткойна — единственная причина, по которой он до сих существует. Открытое ПО продолжит работать так, как было задумано, но, учитывая растущее давление, которое, по-видимому, будет оказываться на разработчиков ПО, криптокошельков и протоколов, только сильнейшие и наиболее децентрализованные сети останутся не кооптированы.
Устойчив ли к цензуре ваш протокол / программное обеспечение / актив? Это самый большой вопрос, который сегодня должен задать себе каждый.
Наконец, надо еще раз проговорить, что стейблкойны, хоть и позволяют избежать краткосрочной волатильности, свойственной биткойну и другим криптоактивам, а также облегчают для многих людей во всем мире доступ к доллару США, являются абсолютно централизованными. Более того, они также неявным образом централизуют сети, которые становятся чрезмерно зависимыми от них.
Это можно видеть на примере таких протоколов, как Ethereum или Solana, с такими активами как USDC или wBTC.
Глядя на Биткойн в долгосрочной перспективе, одним из сильнейших его ценностных предложений является то, что этот актив лишен риска контрагента или риска размывания стоимости (девальвации). Но даже большее значение в свете многочисленных регуляторных инициатив по всему миру обретают его подлинно децентрализованная природа и устойчивость к цензуре.
Биткойну еще предстоит стать потребностью для много большего числа людей во всем мире. И на пути к принятию он должен будет противостоять в том числе централизованным регулируемым стейблкойнам наряду с цифровыми валютами центральных банков, что может стать еще одним важным катализатором для демонстрации истинной ценности и возможностей Биткойна.
Источник: bitnovosti.com