С начала года биткоин подорожал на 150%. Но рост замедлился у отметки в $20 тыс. Курс BTC трижды не смог преодолеть этот уровень, каждая из попыток приводила к стремительному снижению. В результате последней цена криптовалюты падала ниже $18 тыс., пишет РБК Крипто.
Впервые биткоин поднимался до уровня в $20 тыс. в декабре 2017 года. Тогда криптовалюта установила близи этого значения свой исторический ценовой максимум. Но затем актив начал дешеветь и перешел в фазу долгосрочного снижения. Так, к декабрю 2018 года котировки BTC упали до $3,2 тыс.
Есть несколько аспектов, делающих ситуацию на рынке криптовалют в 2017 и 2020 годах похожей. Во-первых, за оба периода актив показывал многократный рост цены. В 2017 году с января по декабрь BTC подорожал почти на 2000%. С марта этого года по текущей момент мотета прибавила 400% стоимости.
Второй аспект — слабость доллара. Для борьбы с экономическими последствиями кризиса, вызванного коронавирусом, правительство США выбрало политику количественного смягчения, которая через допэмиссию доллара ведет к снижению его стоимости. Из-за этого индекс DXY, показывающий силу доллара к корзине шести ведущих валют мира, с мая снизился со 100 до 91 пункта.
Три года назад доллар также сильно дешевел. С января по декабрь 2017 года индекс DXY упал со 100 до 88 пунктов. Параллельно этому курс биткоина вырос с $1 тыс. до $20 тыс. Затем ситуация развернулась: DXY начал расти и к декабрю 2018 года достиг 97,5 пункта. Цена BTC за тот же период упала до $3,2 тыс. Ранее о корреляции между BTC и USD рассказал аналитик Амстердамской фондовой биржи Михаель ван де Поппе.
Третий аспект — поведение майнеров. В последние дни люди и компании, добывающие криптовалюту, активно продают ее запасы, об этом несколько раз сообщали аналитические сервисы CryptoQuant и Glassnode. Аналогичная ситуация наблюдалась в конце 2017 года. Тогда давление, которое оказывали продажи монет майнерами на цену BTC, стало одной из причин начала фазы долгосрочного снижения. Позже в сообществе ее прозвали «криптозимой».
Представители индустрии с многолетним стажем рассказали, какова вероятность новой «криптозимы» на рынке цифровых активов и что может стать ее причиной.
Криптозимы не будет
Финансовый аналитик Currency.com Михаил Кархалев считает, что вероятность новой фазы снижения на рынке криптовалют мала. Имеется достаточный спрос на биткоин и другие монеты. Передвижений на кошельках крупных держателей BTC также не наблюдается. Это можно интерпретировать как ожидание инвесторами дальнейшего роста, считает эксперт. Он отметил, что даже продажа майнерами запасов монеты вряд ли способна привести к глубокому падению ее курса.
«На мой взгляд, сейчас вероятность наступления новой криптозимы невелика. Цена соответствует спросу на биткоин со стороны крупных инвесторов. Крупных продавцов на рынке не наблюдается, разве что майнеры, но они добыли в ноябре 27,5 тыс. BTC, тогда как один только фонд Grayscale Investment в том же ноябре купил 55 тыс. BTC», — объяснил Кархалев.
Он добавил, что все происходящее сейчас на рынке криптовалют говорит об обратном. Более вероятен долгий период торговли в узком диапазоне с постепенным ростом цены биткоина, считает эксперт. Он допустил удорожание BTC до $25 тыс. до конца 2020 года.
Не 2017 год
Cтарший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев согласился, что предпосылок для повторения сценария 2017 года нет. С тех пор криптоиндустрия сильно изменилась. BTC вернул себе значительную долю рынка — несмотря на новую «DeFi-лихорадку», в сферу пришли новые инвесторы, в том числе институциональные. Эксперт отметил, что риторика вокруг цифровых активов также улучшилась.
«Тот факт, что биткоин не смог пробить психологическую отметку в $20 тыс., не говорит о смене тренда. Да, текущий уровень завышен, но предпосылок для глубокой коррекции на рынке нет. Мы предполагаем, что текущее снижение цены не затянется и не уведет актив ниже $15-16 тыс.», — поделился Зуборев.
По его словам, самый негативный прогноз — это долгий период торговли на текущих уровнях до весны 2021 года. Но «медведи» на рынке криптовалюты, вероятно, не проявятся раньше 2022-23 годов. Зуборев подчеркнул, что ближайший год для биткоина должен быть благоприятным.
Директор по развитию TradingView в России Виталий Кирпичев также усомнился в возможности начала новой «криптозимы». Он привел важное отличие текущей ситуации от 2017 года. Тогда, после достижения исторического ценового рекорда, последовали массовые продажи, которые обрушили рынок почти на 50% всего за неделю. В этот раз такого падения не было, отметил эксперт, сейчас продажи биткоинов встречают сопоставимую поддержку со стороны покупателей.
«Рынок вполне принимает текущую высокую цену, как стабильную, устраивающую всех участников. Ожидание моментальной криптозимы — это чересчур негативный сценарий. Скорее это будет теплая осень или «бабье» лето», — рассказал Кирпичев.
Рынок в бычьем цикле
Управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко также отметил, что не последовало обвала цены биткоина после роста до $20 тыс., как это было в 2017 году. Теперь этот уровень не кажется недоступным, как раньше. Но прежде чем получится его взять, вероятна коррекция. Поэтому эксперт предупредил о риске высокой волатильности и снижения стоимости монеты, впрочем, последнее может привести к росту спроса. Дополнительный спрос на BTC также должны обеспечить развивающиеся страны и экономики, попавшие под санкции.
«В обозримом будущем мы можем увидеть еще волну коррекции, где биткоин получит поддержку покупателей, охотящихся за дисконтом», — предположил Кириенко.
Он добавил, что сейчас криптовалюты пользуются спросом не только у розничных инвесторов — крупный капитал также интересуется биткоином. В качестве примера Кириенко привел компанию MicroStrategy. Она уже инвестировала в BTC $475 млн, а в декабре сообщила, что собирается привлечь для этих целей еще $400 млн путем выпуска конвертируемых облигаций.
«По всем фундаментальным показателям мы находимся в бычьем цикле, и новая фаза роста едва ли закончится на $20 тыс. В поддержку биткоина выступают институциональные и розничные инвесторы, майнеры, халвинг, а также проблемы в мировой экономике на фоне коронавируса и стимулы центробанков, приводящие к обесцениванию валют. Спрос со стороны покупателей высок, и пока инвесторы верят в перспективы роста биткоина и его защитные свойства, он будет расти, несмотря на коррекции и остановки», — считает Кириенко.
Поводы для беспокойства
За последние три месяца цена биткоина выросла более чем на 80%. Закономерно, что стремительный рост может привести к перегреву рынка и затяжной коррекции, продолжил Кириенко. Еще одной причиной для снижения может стать усиления мер по регулированию криптоиндустрии, в частности стейблкоинов. В начале декабря в Конгресс США был внесен законопроект, который сделает нелегальными любые продукты и услуги, связанные со стейблкоинами, если они не получат одобрения регуляторов.
«Еще один фактор, который может привести к волатильности крипторынка в 2021 году, — это усиление давления регуляторов на стейблкоины, что усложнит для трейдеров закрытие позиций», — объяснил Кириенко.
Кархалев добавил, что предпосылкой для наступления затяжной коррекции и «криптозимы» может стать чрезмерный хайп среди обычных людей, не инвесторов. Когда на рынок с деньгами придут «хомяки», цена может непременно взлететь на 100-200%. Это традиционный сценарий для раздутого рынка, то есть для пузыря, но в случае с крипторынком сейчас такое развитие событий маловероятно, подчеркнул он.
«Вполне вероятно, что криптозим больше не будет. Будет планомерный рост до следующего глобального кризиса, 7 — 10 лет, с небольшими коррекциями, как, например, на индексах. На рынке сейчас институциональные деньги, а они очень сильно отличаются от денег «хомяков», — уверен Кархалев.
С его точки зрения, запрета биткоина и других монет государствами, который мог бы привести к сильной коррекции на рынке, также ждать не стоит. Криптовалюты — это теперь уже признанный актив, как юридически, так и психологически. Скорее, будет создано некое законодательное русло, в рамках которого индустрия цифровых денег будет развиваться, этого более чем достаточно, чтобы спрос на нее только рос, резюмировал Кархалев.