Ассоциация банков России (АБР) направила в ЦБ и профильные министерства письмо, в котором предложила ввести уголовную ответственность за хранение криптовалюты на некастодиальных кошельках. В АБР назвали такой подход логичным и добавили, что, возможно, уголовная ответственность должна наступать не за само владение такими кошельками, а за отказ предоставить ключи уполномоченным органам, пишет РБК Крипто.
В случае установления владельца анонимного криптокошелька тому предлагают дать выбор — либо выдать ключ, либо подвергнуться наказанию за сокрытия имущества. Такой подход позволит бороться с оттоком капитала и уравняет всех лиц, обязанных платить налоги, уверены в АБР.
«Концепция может только навредить государственной экономике»
Управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин
Предложенная концепция, на мой взгляд, непродуманная и абсолютно никаким образом не соотносится с той, которая сейчас рассматривается в правительстве. Возникает ощущение, что в АБР пропустили последние 4 месяца или невнимательно за ними следили.
Сегодня правительство очень аккуратно старается вывести оборот криптовалюты в белую зону. Предложенная концепция со стороны АБР идет вразрез вектору развития правового регулирования криптовалюты, выбранного правительством и может только навредить государственной экономике. Если предложенные необдуманные «наказания» будут работать в России, то рынок криптовалют не то, что будет серым, он полностью уйдет в черную зону, об оплате налогов и пополнения бюджета на триллионы рублей можно будет вообще забыть.
Я уже не говорю о том, что таким образом граждан лишают правомерного выбора, где им хранить свою цифровую валюту. Ни в одном из законопроектов, направленных на регулирование криптовалюты, не предусматривается правового рычага для наложения ответственности за некастодиальный кошелек.
Некастодиальные кошельки, впрочем как и кастодиальные, в России вообще сегодня не определены законом, и на мой взгляд куда более эффективней сначала решить этот вопрос, а потом уже переходить к каким-либо ответственностям тем более уголовным.
«Нововведение резко снизит привлекательность российской юрисдикции»
Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев
Предложение АБР убивает все преимущества некастодиальных кошельков, так как предполагает передачу ключей доступа к этим кошелькам третьим лицам — уполномоченным органам. А смысл некастодиальных кошельков именно в том, что никто, кроме его владельца, не может получить доступ к хранящимся на нем средствам. Это их базовое преимущество и основа доверия к таким кошелькам.
Понятно, что это предложение призвано создать условия для возможности обращения взыскания на криптовалюту, хранящуюся на некастодиальных кошельках. Сейчас никто не может обратить взыскание на находящиеся на таких кошельках средства против воли их владельцев. Такой владелец может просто сказать, что не помнит пароль от кошелька, и тогда ни судебные приставы, ни иные уполномоченные органы не смогут обратить взыскание на находящиеся на таком кошельке средства.
Если предложение АБР будет принято, то за такую забывчивость владельцам будет грозить уголовное наказание. Учитывая низкий уровень доверия граждан к нашим «уполномоченным органам», такое нововведение резко снизит привлекательность российской юрисдикции для занятий криптовалютой. Ведь даже если у самих органов не будет претензий к владельцу кошелька, нельзя исключить риск утечки информации из информационных систем этих органов, что грозит полной потерей средств на всех кошельках, чьи ключи утекут. Это очень серьезный риск. Думаю, многие криптотрейдеры и майнеры предпочтут сменить юрисдикцию, чем дать кому-то доступ к своим кошелькам.
«Предложение вряд ли будет иметь нормативные последствия»
Преподаватель Moscow Digital School Георгий Рахаев
Упомянутое выше письмо Ассоциации банков России в ЦБ РФ, при всей его амбициозности, вряд ли будет иметь какие-либо нормативные последствия по целому ряду причин:
Во-первых, сейчас в России нет сколько-нибудь активных криптовалютных бирж, на которые можно было бы направлять законопослушных пользователей, а массовый переход лиц из числа HODLеров (держателей, — прим. РБК) на «холодных» кошельках в биржевых HODLеров на иностранных площадках вряд ли соответствует национальным интересам России.
Во-вторых, правовой статус большого числа криптовалют не определен: стейблкоины и иные централизованно выпущенные токены остаются без правового статуса согласно закону «О ЦФА». При подобном регулировании переход в USDT формально станет основанием для неприменения положений нормативных актов в сфере оборота цифровых валют.
В-третьих, заметна слабая проработка технических аспектов в регулировании криптоактивов в целом: нет никаких реальных механизмов выявления или контроля огромного количества криптовалют, да и контроль даже Ethereum и биткоина отечественными программными продуктами оставляет желать лучшего на сегодня.
Одного только первого пункта уже достаточно, чтобы отказаться от подобных идей, но в случае принятия решений без учета конструктивной критики со стороны сообщества — возможно принятие непонятных по правовой природе или вовсе опасных для рынка актов нормотворчества органами законодательной власти.
В настоящий момент рассматривается несколько актов различных уровней по регулированию (в той или иной части) криптоактивов в РФ, но до настоящего момента говорить о сколько-нибудь фундаментальном сдвиге в регулировании данного направления, к сожалению, нельзя. Предложение АБР лишь указывает на интерес к данной сфере со стороны банков, нежели демонстрирует на какое-либо направление разработки нормативных актов.