Двенадцать лет назад, на Хэллоуин 2008 года, ровно через 491 год после того, как Мартин Лютер прикрепил свои тезисы на доску объявлений Церкви всех святых в Виттенберге, появился Биткойн. Точнее будет сказать не появился, а принял крещение. Одноранговая сеть заработала в январе 2009 года. Первый «настоящий» блок был смайнен 9 января. 10 января пионер цифровой валюты Хэл Финни получил первую транзакцию с биткойнами.
Идея о создании цифровых денег на основе вычислительной работы появилась задолго до этого. Но именно такая схема — с ограниченным запасом, без привязки к доллару (в отличие от многих первых идей о цифровых деньгах), с одноранговой сетью, общим реестром и производством монет с помощью доказательства выполненной работы — появилась впервые, и Сатоши был удостоен чести дать ей название. Создатели новых вещей — и вымышленных персонажей, и стран — имеют право давать им название. Иногда такое право есть и у первооткрывателей. Ясно одно — именно изобретатели проводят крещение своих детищ.
31 октября 2008 года мир впервые узнал об основных свойствах Биткойна, впервые услышал это название. В этом и заключается особенность Биткойна. Это не просто название первой успешной цифровой валюты. Это название, которое Сатоши дал системе с предопределённым графиком производства, ограниченным запасом в 21 млн единиц, с доказательством выполненной работа и т. д. Другие системы цифровых денег есть и будут существовать. Но Биткойн уникален, поскольку он обладает безапелляционностью. Это денежный манифест. Вызов фиатной системе.
Зачастую у людей складывается запутанное представление о Биткойне. Возможно, это самый неправильно понятый феномен последнего десятилетия. Люди, не имеющие достаточно идеологических или исторических знаний, скорее всего, считают Биткойн мошенническим проектом или странным и ненужным расходом вычислительной мощности и сил. Это позиция по умолчанию. Большая часть населения Запада редко задумывается о денежной политике или банковской сфере — да и зачем? Их валюты медленно и практически незаметно теряют свою ценность. У них хорошие отношеня с банками, им редко отказывают в участии в финансовой системе.
Но большая часть населения планеты страдает от инфляционных режимов, политизированных и недобросовестных банковских систем. Несмотря на это, в мире преобладает нарратив элиты с побережья Америки, поэтому СМИ изобилуют сумбурной оценкой этой якобы бесполезной денежной системы. Само понимание цели Биткойна можно назвать шиболлетом. Незнание означает, что Биткойн не для вас.
Настоящую природу Биткойна с трудом понимают даже его ярые сторонники. Может, это сеть для быстрой обработки платежей и проведения транзакций, которая заставила людей поверить в то, что её можно использовать для повседневных платежей в интернете или даже для платежей в офлайн-магазинах? Или легкодоступная, дублирующаяся и постоянная база данных, которую многие считают инструментом для хранения любых данных? А, может, это инновационная система на основе последних открытий и разработок в сфере компьютерных технологий, криптографии и одноранговых сетей? Но есть и те, кто считают Биткойн устаревшим и даже пережитком прошлого. Эти противоречия лежат в основе Биткойна. Он никому не принадлежит, никто не говорит от его имени, и поэтому пользователи представляют его совершенно по-разному. Это сверкающая призма, в которой отражаются её наблюдатели и совершенно разные точки зрения в зависимости от их убеждений.
Содержание:
Бесконечный временной горизонт
Великий историк Джордж Селджин, изучающий денежные системы, недавно высказал мнение, что Биткойн навряд ли в скором времени заменит доллар, ведь сетевые эффекты денег обладают невероятной силой и прочностью. Полностью с этим согласен. Наши точки зрения отличаются только временным горизонтом. Я готов подождать. Думаю, что это свойственно всем биткойнерам. Они понимают, что взялись за практически безнадёжное дело. Невозможно за день создать глобальное, нейтральное, аполитичное средство расчётов и меру стоимости. Проект только начал развиваться. Ему всего 12 лет. Но Биткойн уже достиг большого прогресса. Поэтому мы идём вперёд.
Как оценить состояние общества? Изучить его стремление к работе над долгосрочными проектами, создатели которых не увидят конечного результата. Практически все стоящие идеи требуют времени на реализацию. А устоявшиеся институты не сдаются без боя.
Храм — это не камни, из которых он построен. Биткойн — это не блоки. Храм — это физическое воплощение идеи о том, что существует нечто большее. Его величие заставляет людей чувствовать себя маленькими и напоминает об их месте во вселенной. Современные люди, летающие по небу за одну десятую часть от дохода за день, до сих пор испытывают благоговение перед храмами. Представьте, как чувствовал себя средневековый крестьянин, оказавшийся в темной прохладе под сводами огромного храма, в котором солнечный свет мягко льётся через витражные окна. Это уникальные впечатления. Храмы строились несколькими поколениями, и не из-за тщеславия или стремления к наживе, а во славу Божью. Отцы, их сыновья и внуки усердно трудились над строительством одного здания.
В студенческие годы я изучал философию в Сент-Эндрюсе, небольшом городке на восточном побережье Шотландии. В городе был построен храм для хранения останков апостола Андрея, святого покровителя Шотландии. Диагональный белый андреевский крест на голубом фоне, который также изображён на шотландском флаге, символизирует крест, на котором был распят апостол. На протяжении 158 лет, начиная с 1160 года, тысячи каменщиков, чернорабочих и городских жителей с помощью ручных инструментов строили подходящее вместилище для святых мощей. Результат работы увидели лишь некоторые из тех, кто всю жизнь усердно трудился над строительством этого величественного здания. Остальным было достаточно знать, что они работают над великим мировым проектом. Они с радостью следовали идее, которая была намного больше их самих и превосходила их преходящие заботы. В этом и есть возвышенность культуры, красоты и технологий того времени. Разве можно было мечтать о большем?
Каждый, кто сегодня заходит в этот древний тысячелетний храм, задумывается о том, как люди упорно трудились, чтобы положить ещё один камень или вставить в окно ещё один витраж. Древние камни этого храма хранят память обо всех приложенных усилиях.
Тезис Сатоши
Мартин Лютер написал 95 тезисов. Сатоши — один. Главная идея Сатоши касается централизованной природы банков, кредитов и резервных денег.
Основная проблема традиционных валют заключается в том, что для их использования нужно доверие. Люди должны быть уверены, что центральный банк не обесценит их деньги. Но с фиатными валютами это уже происходило множество раз. Люди должны быть уверены, что банки будут надёжно хранить их деньги и переводить их в электронном виде. Но банки выдают кредиты и создают волны кредитных пузырей, оставляя в резерве лишь малую часть средств. Банкам нельзя доверить конфиденциальность, они не защищают счета от кражи идентификационных данных.
Мартин Лютер добивался реформации церкви, хотел вернуть ей прежний истинный облик. Сатоши подарил нам идею и впервые внедрил новую систему, но он не вдавался во все подробности её применения. Уайтпейпер Биткойна — это, возможно, один из самых насыщенных смыслом документов в истории человечества. В нём нет ни одного лишнего слова. Сатоши публиковал крайне лаконичные посты на форумах и редко говорил о политических и экономических целях системы. Он предоставил нам заполнить существующие пробелы.
И мы с упоением начали этим заниматься. Биткойнеры пытаются восстановить денежную систему прошлого с помощью нового механизма. Биткойн — это новая технология на основе старых идей. Он возвращает нас в эпоху твёрдых денег, а именно в период процветания с 1880 по 1914 год, когда расцвет золотого стандарта и свободной торговли установил в мире порядок. Биткойнеры считают, что мы живём в поворотный момент в истории. Если повезёт, то историки будущего напишут об эпохе биткойн-восстановления, которая вернула то, что мы потеряли во время междуцарствия фиатных валют в 1971–2020 гг. Я называю это междуцарствием, поскольку полноценный фиатный стандарт — это скорее историческая аномалия, а не что-то само собой разумеющееся. С этой точки зрения Биткойн можно рассматривать как реваншиста или восстановителя. Мы возвращаем потерянные территории, идеи и время.
Некоторые критики полагают, что Биткойн похож на устаревшую денежную модель на основе золота и потерпит ту же неудачу. Но зачем возвращаться к неудачным денежным системам прошлого? Биткойн — это новый нематериальный денежный товар. Он отличается от золота.
Критики упускают из виду, что Биткойн превосходит классические монетарные технологии, благодаря чему основанная на этой криптовалюте система более устойчива. Она лучше подвергается аудиту, а значит, пользователи смогут привлекать банки и другие кредитные организации к ответственности. Для проверки нужен всего лишь обычный компьютер, а сегодня это очень дешёвый инструмент. Такой подход развивает глобализацию и демократизацию денежной системы. Её участником может стать любой человек, а не только крупное учреждение, обладающее достаточными ресурсами для обеспечения безопасности большого количества золота.
В отличие от золота, биткойны очень легко перемещать. Пользователи могут самостоятельно решать, нужен ли им посредник для проведения операций. В крайнем случае они могут стать единственными собственниками своих активов. Выбор будет всегда — это невероятно мощное свойство Биткойна, которое передаёт власть в руки людей, а не государству или корпоративным олигархам. Биткойн качнул маятник власти в обратную сторону.
Среди поставщиков криптовалютных кредитных услуг наблюдается жесткая конкуренция. Закрыть счёт в банке с биткойнами легко — нужно просто вывести монеты с одного сервиса и создать депозит на другом. Система Биткойна программируема. Внести сложные условия можно прямо в транзакции. Эта сфера разработок только начала развиваться. Основная проблема сети связана с её целостностью, поэтому системные обновления требуют тщательной проверки. Биткойн — самый тщательно проверяемый проект с открытым исходным кодом. Премия за обнаружение багов может составить целых $250 млрд. Мы идём к цели медленно, но верно.
Иногда мне задают вопрос, что для меня значит Биткойн. И вот мой лучший ответ. Биткойнеры, которые искренне верят в мир с лучшей денежной системой и не боятся такого будущего, — это те же каменщики и чернорабочие. Они строят монетарный храм и, скорее всего, не увидят результата своего труда. Но это не проблема. Нас ждёт успех, пока есть вера в большую и смелую идею, в то, что в мире есть красота, что есть вещи, ради которых стоит трудиться.
Сейчас для меня Биткойн — единственный проект, стоящий моих усилий. Я с большим удовольствием посвящаю карьеру и энергию идеям Сатоши, появившимся двенадцать лет назад. Тезис Сатоши — это истина, которая постоянно укрепляется, по мере того как мощные руководящие денежно-кредитные учреждения теряют стабильность и устойчивость. У будущего стабильной денежной системы на основе Биткойна нет гарантий, но Биткойн с каждым с днём становится всё совершеннее. Не знаю, увидим ли мы завершение этого проекта и будет ли он работать в долгосрочной перспективе. Но меня это не волнует. Моя задача — положить следующий кирпич.
Ник Картер
Источник: bitnovosti.com