В сентябре Банк России несколько раз высказался о криптовалютах в негативном ключе. Все началось 13 сентября, когда регулятор рекомендовал блокировать переводы в адрес криптообменников. Затем стало известно о работе ЦБ с банками, чтобы они тормозили платежи и в адрес криптобирж. Также регулятор обсуждает поправки в законодательство, которые расширят запрет на использование криптовалют и введут административную и уголовную ответственность за нарушение ограничений, пишет РБК Крипто.
Схожей политики придерживаются власти Китая. 28 сентября китайские пользователи начали жаловаться на проблемы с доступом к самым популярным сайтам по криптовалютной тематике — CoinGecko и Coinmarketcap. Они были внесены в блок-лист властями страны.
При этом на прошлой неделе Народный банк Китая объявил о полном запрете на проведение криптотранзакций. Использование цифровых активов в стране теперь приравнивается к незаконной финансовой деятельности. А в прошедшие выходные криптобиржа Huobi Global сообщила, что с 24 сентября прекратила регистрацию новых пользователей из Китая, а действующие аккаунты будут отключены до 31 декабря.
Риск повторения «китайского» сценария в России достаточно высок, считает старший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев. По его словам, в таком случае в группе риска от реализации стратегии тотального запрета окажутся именно физические лица, небольшие обменные пункты и p2p-платформы, использующие для приема и отправки средств банковские реквизиты физических лиц.
Банк России, как и многие другие центробанки, видит в криптовалюте угрозу национальным финансовым интересам, поэтому стремится к максимальному ограничению ее хождения на территории РФ, в идеале — к полному ее запрету, отметил эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев.
Неприятие криптовалют — это принципиальная позиция Банка России, подчеркнул Казанцев. Он напомнил, что еще в процессе подготовки проекта закона «О цифровых финансовых активах» ЦБ предлагал полностью запретить оборот криптовалюты на территории РФ и ввести уголовную ответственность за любые операции с криптовалютой. В итоге в финальном законопроекте остался лишь запрет на расчеты криптовалютой за товары.
При этом блокировки сайтов о криптовалютах уже давно практикуются в России, напомнил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Роман Янковский. Например, в сентябре 2020 года Роскомнадзор внес сайт криптобиржи Binance в реестр запрещенных за распространение информации о возможности приобретения биткоина, однако в январе текущего года по решению суда блокировка была снята.
Для россиян, так или иначе связанных с криптовалютой, активизация Банка России в криптовалютной сфере — это «тревожный звоночек», считает Казанцев. Он не исключил, что конечной целью ЦБ все еще является полный запрет на оборот криптовалюты на территории РФ.
«Пусть им пока не удалось решить этот вопрос законодательно, но мы видим, что они не отчаиваются и пытаются доступными средствами создать максимально неудобные условия для оборота криптовалют. На мой взгляд, для российских криптоинвесторов, майнеров и других участников криптоиндустрии настала пора искать для себя другую юрисдикцию или другой род деятельности. Мне кажется, что в России с каждым годом заниматься криптовалютой будет все тяжелее и тяжелее», — заключил эксперт.