Соучредитель Coin Metrics Ник Картер заявил сегодня в статье на CoinDesk, что недавно принятая в Сальвадоре статья 7 Закона о биткойнах вынуждает продавцов принимать платежи в биткойнах. По его мнению это крайне неразумно и Сальвадору «не нужен биткойн-мандат».
«Администрация Букеле должна рассмотреть вопрос об отказе от применения или отмены статьи 7 своего нового закона. Пусть Биткойн процветает сам по себе», – сказал аналитик.
Две недели назад правительство Сальвадора шокировало мир внезапным заявлением о том, что страна сделает биткойн законным платежным средством. Объявление, сделанное президентом Букеле в последний день конференции Биткойн 2021 в Майами, привело к тому, что всего лишь несколькими днями позже был принят соответствующий закон. Давние критики Биткойна, предоставив сторонникам криптовалюты короткую отсрочку, чтобы насладиться знаменательным событием, сосредоточили свое внимание на статье 7 поспешно принятого закона:
«Статья 7. Каждый экономический агент должен принимать биткойны в качестве оплаты, когда они предлагаются ему тем, кто приобретает товар или услугу».
Для критиков, возглавляемых Джорджем Селгиным, это равносильно мандату «принудительного тендера»: он выходит далеко за рамки простого закона о законном платежном средстве (который объявлял бы денежное средство приемлемым, но не обязательным средством обмена) и носит характер принуждения.
Фактическое выполнение этого положения (которое вступит в силу через 80 дней) все еще не определено. Представление о том, что правительство Сальвадора применит силу торгового приказа о продаже биткойнов по всей стране, кажется крайне неправдоподобным. Экономические обмены происходят миллионы раз в день, и практически ни одно государство на земле не обладает достаточными возможностями или политической волей, чтобы заставить свой народ осуществить такой денежный переход. В истории есть бесчисленное количество случаев, когда государства пытались запретить или принудить к денежно-кредитным преобразованиям, часто под страхом смерти. Как правило, преобладают экономические силы, и под давлением люди склонны находить способы нарушить денежно-кредитные предписания государства. Этот случай не будет исключением.
Также было бы политически неблагоразумно заставлять торговцев принимать биткойны по такому ускоренному графику. Президент Букеле пользуется политическим мандатом и лидирующей в мире популярностью, но агрессивное толкование этого закона подорвало бы часть этой поддержки. Уже сейчас основная реакция, которую, по словам автора, он наблюдал со стороны обычных сальвадорцев, заключалась в замешательстве и тревоге по поводу того, что на них возложат это новое обязательство. С практической точки зрения администрации Букеле следует рассмотреть отказ от применения статьи 7 или ее полной отмены.
Существуют вполне реальные препятствия для внедрения оцифрованной транзакционной сети в Сальвадоре: не у всех есть доступ к смартфону, электричеству или Интернету; и изучение того, как использовать Биткойн, будь то в сети, через Lightning или через приложение для хранения, требует времени и усилий. Однако биткойн отлично подходит для некоторых типов обмена, например, для розничных сделок с недвижимостью.
«Пусть биткойн процветает сам по себе»
Конечно, есть некоторые смягчения неудачной статьи 7. Статья 12 освобождает тех, кто «не имеет доступа к технологиям, позволяющим им проводить транзакции в биткойнах». В статье 8 указано, что государство предоставит «альтернативы, которые позволят пользователю выполнять транзакции в биткойнах и иметь автоматическую и мгновенную конвертируемость из биткойнов в доллары США, если они того пожелают». Конкретным механизмом здесь будет траст, созданный в рамках государственного фонда, известного как Banco de Desarrollo de El Salvador (BANDESAL), который обеспечивает ликвидность в долларах и биткойнах. Но даже несмотря на эти исключения и устройства, призванные сгладить переход, оптика закона о «принудительных торгах» по-прежнему оставляет желать лучшего.
И возникает вопрос, почему именно администрация Букеле так заинтересована именно в коммерческом внедрении. Хотя эксперимент Биткойн-Бич был успешным тематическим исследованием, он по-прежнему представляет собой небольшую чашку Петри, которую вряд ли можно беспрепятственно распространить на всю страну. Принятие Биткойна предлагает Сальвадору множество потенциальных дивидендов: доступ к денежной сети, независимой от политических условий, которые сопровождают доллар, и свободный от обесценивания доллара по инициативе ФРС; маяк для привлечения на берега Сальвадора богатых и мобильных крипто-предпринимателей; и потенциально более эффективная и прямая система расчетов по денежным переводам. Ни один из этих пунктов повестки дня не зависит от принятия биткойнов местными, мелкими или неформальными торговцами.
Гораздо более сильным жестом веры в Биткойн было бы создание его как параллельной денежной сети наравне с долларами. Если бы закон о биткойнах просто отменил налоги на прирост капитала для транзакций с биткойнами, разрешил урегулирование налоговых обязательств в биткойнах и установил их в качестве приемлемого, но не обязательного законного платежного средства, это было бы отличным достижением.
На практике это специфические трения, налагаемые налоговой политикой, которые удерживают бумажные валюты, такие как суверенный доллар, и подчиняют себе другие. Американские биткойнеры должны отслеживать свои долларовые прибыли и убытки в BTC, и когда BTC растет по сравнению с инфляционным долларом, они несут налоговые обязательства (прирост капитала).
Кроме того, когда они тратят свои биткойны, они должны рассматривать эти расходы как продажу и соответственно платить налоги. Таким образом, устранение трения, связанного с приростом капитала, является большей частью борьбы за подъём Биткойна до уровня суверенных валют. Никаких дополнительных оговорок не требуется: вы не можете торопиться с принятием биткойнов. Его рост – естественный процесс открытий, которые за последнее десятилетие предприняли около 100 миллионов человек. Для правительств, сосредоточенных на раскрытии экономического потенциала Биткойна и его приверженцев, простого снятия налогового бремени должно быть достаточно.
утверждает, что по-прежнему с осторожным оптимизмом смотрит на проект Биткойн в Сальвадоре. Хотя закон, по общему признанию, вызывает сомнения в некоторых частях, он очень краток и недостаточно конкретизирован. Многое будет зависеть от его реальной реализации.
«Я ставлю под сомнение истерические прогнозы критиков относительно массовой мобилизации государственной силы, чтобы требовать принятия биткойнов в каждой палатке и супермаркете. Скорее всего, администрация Букеле признает обременительность закона и де-факто отступит. Но чтобы устранить сомнения по мере продвижения к реализации, Сальвадору следует пересмотреть Статью 7 и позволить Биткойну процветать самому по себе», – пишет Картер.