Военный обозреватель

Несуразные шушпанцеры указывают на слабые места турецкой «оборонки»

22 января 2021 года министр обороны Турции Хулуси Акар, начальник Генерального штаба вооруженных сил Яшар Гюлер, командующий сухопутными войсками Юмит Дундар и заместитель министра национальной обороны Мухсин Дере посетили 1-й центральный бронетанкоремонтный завод (1st Ana Bakım Merkezi) турецких сухопутных войск в Сакарье, а также предприятие компании ВМС Savunma в Арифие близ Анкары, где им были продемонстрированы новые образцы вооружений и военной техники.

Высокопоставленные турецкие военачальники осмотрели опытный образец танка компании ВМС Savunma, представляющего собой модифицированное шасси немецкой машины Leopard 2A4 с башней турецкого танка Altay национальной разработки. Шасси оснащено дополнительным бронированием разработки турецкой компании Roketsan, на башне установлен комплекс активной защиты Aselsan AKKOR.

На расхожем военном сленге такой гибрид принято называть шушпанцером. Шушпанцер – разнообразная самопальная бронетехника, зачастую нелепая и уродливая. В этом названии слиты два слова: Schutzpanzer («бронетранспортёр») «шушпанчик» – зверушка, которая, якобы, существует, – но никто не знает точно, как она выглядит.

Танковый гибрид компании ВМС Savunma создан по причине неспособности турецких инженеров запустить в серию ВМС сам перспективный танк Altay. После неудавшегося военного переворота в июле 2016 года австрийская компания AVL List GmbH, которая должна была передать туркам технологии для производства танкового двигателя, из-за наложенных Евросоюзом санкций отказалась это сделать.

Турки также надеялись установить на «Алтай» немецкий двигатель компании MTU и трансмиссию RENK, но Германия ограничила экспорт в Турцию, сославшись на участие Анкары в сирийской войне.

Схожие проблемы и с бронёй для «Алтая». Здесь Турция надеялась на французские технологии, но политическая напряженность между двумя странами из-за турецкой разведки углеводородов у берегов Кипра, включая публичную перебранку между Эрдоганом и Макроном, разбила эти надежды.

Компания BMC ведёт переговоры с двумя южнокорейскими концернами в области оборонных технологий: производителем двигателей Doosan и предприятием S&T Dynamics, занимающимся автоматическими трансмиссиями.

Директор российского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что танк Altay представляет собой глубоко модернизированный и упрощенный корейский танк К2 Black Panther – до 60% технологий были напрямую заимствованы у этой машины.

Неудачные попытки Турции создать современный основной боевой танк четвёртого поколения закономерны. Как показывает мировой опыт, для создания с нуля собственной научно-технической школы мирового уровня необходимо несколько десятков лет сотрудничества с ведущими военными державами, чтобы воспитать два-три поколения собственных ученых, инженеров и технологов. Между тем, чуть ли не все послевоенные годы турки просто закупали устаревшую американскую бронетехнику и тиражировали военные перевороты. «Потомки янычар» не смогли или не догадались развивать смежные отрасли прикладной науки, такие как материаловедение, без развития которого можно забыть о создании современной танковой брони.

Компания ВМС в апреле 2018 года получила контракт на серийное производство 250 танков Altay (головную роль в разработке которого играла другая турецкая компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi, контролируемая стамбульским холдингом Koç). Однако до настоящего времени планировавшийся изначально с 2020 года их выпуск так и не был начат из-за отсутствия двигателя собственного производства или хотя бы собственной сборки. Теперь, возможно, эту проблему решили обойти, предложив турецкой армии модернизацию штатных шасси имеющихся у нее устаревших танков Leopard 2A4.

В прошлом году пакистанское военное командование присматривалось к турецким основным боевым танкам Altay, рассматривая возможность их приобретения для модернизации пакистанской армии. Но в конечном итоге было решено закупать китайские машины VT-4. Большим недостатком новинки турецкого ВПК был признан значительный вес танка, превышающий 60 тонн, что усложняет действия в условиях гор и пустыни. По мобильности Altay существенно уступает выпускаемым пакистанской промышленностью танкам Al-Khalid, Al-Zarrar и образцам из Китая.

Также на танке установлен 1500-сильный германский двигатель, и по политическим причинам вряд ли будет получено разрешение на экспорт таких силовых установок в Пакистан. Перспективы создания собственного мотора мощностью 1800 л.с. очень туманны. Слишком велика стоимость танка, которая доходит до $13,75 млн.

Таким образом, несмотря на вполне современный экстерьер и обвеску, шушпанцер турецкой компании ВМС Savunma знаменует собой очевидную отсталость турецкого военно-промышленного комплекса, которая не позволяет Турции занять достойное место среди ведущих военных мировых держав.

Турецкие военачальники познакомились с еще одной новинкой отечественного оборонпрома – опытным образцом бронетранспортера с колесной формулой 8х8, оснащенного боевым модулем Aselsan Korhan с 35-мм автоматической пушкой. На башне установлен комплекс активной защиты Aselsan AKKOR.

Сей продукт турецкого ВПК шушпанцером, конечно, не назовешь. Скорее, это что-то вроде «деревянного велосипеда».

Новый бронетранспортер вряд ли сможет преодолеть даже «лежащего полицейского» на городском шоссе. Обязательно заденет днищем, так как клиренс критически мал. У этой новинки явно избыточное давление на грунт, и даже высококачественный асфальт европейских городов колонна таких пепелацев с маленькими колёсами разнесет за один прогон.

На грунтовке, да еще в условиях бездорожья, новый турецкий бронетранспортер быстро застрянет в первой же колдобине.

Подвеска пепелаца слаба. На фотографии, сделанной в момент торможения, видно, как передние колеса разошлись в стороны из-за непосильной ноши. «Великолепная развесовка – передние колеса разъехались в стороны, задние висят в воздухе», – иронизируют на российских форумах.

Высота турецкого пепелаца – около четырех метров – видимо для того, чтобы даже подслеповатый курд с ПТУР времен Очакова и покоренья Крыма не промахнулся.

Такие нелепые сооружения, вроде высотного пепелаца на малюсеньких колесиках и шушпанцера с немецкими шасси и двигателем и тяжеловесной башей собственного изготовления, рождаются от инженерного и конструкторского бессилия в сочетании с неуёмным желанием турецких военных приступить к подвигам «уже вчера».

25 января президент Эрдоган в очередной раз раскритиковал «плохих соседей» из НАТО, отказывающихся поставлять Турции комплектующие для беспилотных летательных аппаратов: «Например, вопрос закупки камер, предположительно должен решаться в рамках НАТО. Нам нужны эти комплектующие, но они их не дают». Отказ Запада поставлять детали для беспилотников ведет к тому, что Турция вынуждена производить больше компонентов внутри страны. Турецкая бронетехника, равно как и распиаренные «Байрактары», годятся лишь против слабых и лишённых воли к сопротивлению противников. При этом, конечно, недооценивать турецкий военно-промышленный комплекс на следует – времени даром в Анкаре не теряют. И главное – там почувствовали вкус победы. И если турки не втянутся в какую-либо войну на истощение на отдаленной территории, то счёт их побед может быть продолжен.

* * *

Геополитическая доктрина Mavi Vatan обуславливает ускоренное развитие военно-морского флота, для которого также характерна зависимость от некоторых комплектующих. Так, 23 января 2021 года на стамбульской военно-морской верфи İstanbul Tersane Komutanlığı (Istanbul Naval Shipyard) с участием Эрдогана прошла церемония спуска на воду головного фрегата F 515 Istanbul национального проекта ТF-100 программы MİLGEM (Millî Gemi – национальный корабль). Передача фрегата Istanbul турецкому флоту намечена на 2023 год. Фрегаты проекта ТF-100 представляют собой увеличенный корвет типа Ada, спроектированный в Турции при участии николаевского Государственного Исследовательско-проектного центра кораблестроения (ИПЦК, Украина). Корабли оснащены германской силовой установкой RENK CODAG Cross Connect. В конструкции турецких корветов и фрегатов имеется много американских и западноевропейских комплектующих, которые в настоящее время приходится заменять ввиду введенных против Турции санкций.

Таким образом, и современные боевые корабли Турция пока не может разрабатывать и строить самостоятельно.  

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *