30 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил использовать цифровые активы для оплаты при импорте и экспорте. Опрошенные «РБК-Крипто» юристы рассказали, что инициативу можно трактовать по-разному, а вопрос ее возможной реализации правительством остается неясным.
По словам партнера, руководителя практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Михаила Быстрова, однозначного вывода о том, что именно Мишустин понимает под «цифровыми активами», сделать его из речи нельзя. Сначала премьер говорил о криптокошельках, на которые российские пользователи перевели существенные средства, по всей видимости, имея в виду криптовалюты, они же цифровые валюты по 259-ФЗ «О ЦФА». Потом он говорил о неких «криптоактивах, или цифровых финансовых активах», которые по нашему праву ограничены так называемыми «security tokens» — токенизированными ценными бумагами, имеющими существенные отличия от цифровых валют.
«Наконец, непонятно, что понимать под «цифровыми активами» — криптовалюту, или ЦФА, или то и другое вместе. Между тем, в зависимости от того, что имелось в виду, подход к реализации инициативы и успешность ее реализации будет как раз зависеть от соответствующего типа активов», — подчеркнул специалист.
Если речь идет про ЦФА, то власти уже инициировали запрет на использование их в качестве встречного предоставления за товары, работы и услуги. Эксперт добавил, что он не представляет поставщика товаров, который примет у заказчика в качестве оплаты по сделке, например, токенизированные долговые обязательства ВТБ. Быстров уверен, что поставщику нужна альтернатива деньгам с примерно такой же ликвидностью, то есть цифровые валюты, они же криптовалюты.
«ЦФА для этих целей могут подойти ну с очень большой натяжкой», — уверен эксперт.
Если же Мишустин говорил о цифровых валютах — криптовалютах — то рассмотрение поправок, разрешающих их использование во внешнеторговой деятельности, с весны 2022 года так «никуда и не сдвинулось». По мнению специалиста, по аналогии с деятельностью операторов информационных систем, осуществляющих выпуск ЦФА, подобные внешнеторговые сделки в криптовалюте будут доступны только «избранным окологосударственным компаниям», которые будут проводить сделки через предложенную депутатом Аксаковым единую и единственную криптобиржу на базе Мосбиржи.
Другим фактором успешной реализации инициативы будет являться настройка взаимодействия всех государственных ведомств и подстройка законодательства под нее, отметил Быстров.
«Не стоит забывать и об угрозах ЕС и США «перекрыть кран» возможным способам обхода санкций с помощью криптовалют. Далеко не каждый иностранный контрагент будет готов сейчас принимать оплату в криптовалюте за свои товары», — считает юрист.
Для международных расчетов с помощью ЦФА необходимо выполнить ряд условий, добавил преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов:
«К расчетам с помощью ЦФА рынок нужно готовить, а это большая совместная работа бизнеса и государства», — заключил Кириллов.