31 мая первый зампред Банка России Ксения Юдаева заявила, что ЦБ не против криптовалютных расчетов в международных сделках и международной финансовой инфраструктуре. За несколько дней до этого Минфин внес изменения в законопроект «О цифровой валюте», разрешающие использовать цифровые валюты для оплаты внешнеторговой деятельности, пишет РБК Крипто.
Такая возможность активно обсуждалась российскими властями в последние месяцы. Так, в апреле Федеральная налоговая служба (ФНС) предложила разрешить российским компаниям расчеты за экспортно-импортные операции в криптовалюте, а Торгово-промышленная палата России направила письмо председателю правительства с предложением вести расчеты со странами Африки в криптовалюте.
При этом еще в феврале Банк России предлагал полностью запретить оборот криптовалют в России. Минфин занял более мягкую позицию и выступил за интегрирование цифровых валют в экономику страны.
Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится проект федерального закона «О цифровой валюте». Документ предусматривает создание комплексного регулирования криптовалютного рынка, включая порядок совершения операций с цифровыми валютами.
Причины повышенного внимания к международным расчетам в криптовалюте
Основная причина использования цифровых валют для внешнеторговых расчетов — это текущее отсутствие возможности расплачиваться по сделкам у крупнейших российских компаний и импортеров, по мнению партнера, руководителя практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Михаила Быстрова. Он отметил, что все подобные сделки ранее проводились и обслуживались как раз теми банками, которые сейчас находятся под прямыми санкциями США и ЕС, — ВТБ, Альфа-Банком, «Сбером», Промсвязьбанком.
«Расчеты в криптовалюте в международных сделках могут спасти ситуацию и позволить российским компаниям, не попавшим под санкции, рассчитываться с контрагентами в криптовалюте», — согласился основатель компании LFCS Legal Support Юрий Брисов.
Причиной такой ранее немыслимой лояльности ЦБ послужила геополитическая напряженность, санкции, фактически создавшие новую реальность, в которой бизнесу функционировать крайне сложно, подтверждает юрист юридической компании РКТ Елена Волчек. По ее словам, именно эта новая реальность стала импульсом к революции в системе расчетов и к переменам в последовательной позиции регулятора по отношению к криптовалюте.
«Ранее ЦБ крайне резко отрицал какую-либо возможность внедрения криптовалюты в экономическую систему России, ссылаясь на существенные риски и невозможность контроля. Минфин, в свою очередь, напротив, исходил из невозможности закрыть глаза на цифровизацию рынка и предлагал более лояльные условия для функционирования криптовалюты в России», — напомнила эксперт.
Волчек уточнила, что теперь регулятор и Минфин объединены общей целью и им предстоит найти формулу баланса между существующими рисками и необходимостью поддержки внешнеторговых отношений, в которой нуждаются все стороны, включая иностранных контрагентов.
«Поэтому инициатива представляется обнадеживающей, даже при невозможности предоставления абсолютной свободы в расчетах», — подчеркнула Волчек.
Актуальность нововведений
Изменения будут актуальны для всех компаний, ведущих внешнюю экономическую деятельность, уверен основатель компании LFCS Legal Support Брисов. Он считает, что сейчас жизнь российских предпринимателей на иностранном рынке очень затруднена.
По мнению партнера DRC Быстрова, основными интересантами таких нововведений в первую очередь станут крупные импортеры, поскольку российская экономика достаточно сильно зависит от импорта, а полноценное производство по программе «импортозамещения» предстоит налаживать еще «минимум пару десятилетий».
«Несмотря на кажущийся позитив этой новости, я вижу глобальные проблемы с такими сделками. США и ЕС уже неоднократно публично заявляли, что Россия попытается использовать криптовалюты для обхода санкций, и в этом случае будут предприниматься жесткие меры», — говорит эксперт.
Криптовалюта рассматривается, как один из инструментов обхода санкций, а любая криптоплощадка — как потенциальный помощник России в их обходе, достаточно вспомнить недавний конфликт между регуляторами в США и компанией BitRiver, привел пример Быстров.
Быстров указал, что ЕС планирует вводить уголовную ответственность уже на уровне себя самого за любую помощь России в обходе санкций. Это означает, что даже если какие-либо поставщики и бизнес в ЕС теоретически будут готовы принимать российскую криптовалюту за товары, работы, услуги, то они стопроцентно будут отказываться сотрудничать из-за угрозы уголовного преследования их самих, уверен юрист.
«Так что инициатива наших законотворцев может быть актуальна только для расчетов с очень ограниченным числом поставщиков из стран Латинской Америки, Африки и, возможно, Азиатско-Тихоокеанского региона, но явно не США и ЕС», — заключил он.
Возможные проблемы
Основной вопрос заключается в отсутствии легального рынка криптовалюты, уверен Брисов. По его словам, доступ российских юрлиц на иностранные биржи закрыт, российских аналогов не существует.
Эксперт допустил, что для покупки криптовалюты юрлицами будут возможны «костыльные» конструкции, вроде договоров поручения сотруднику компании получить деньги из кассы, открыть счет на бирже и купить криптовалюту. Однако остается непонятным, как ФНС и иные проверяющие органы отнесутся к таким сделкам.
«Еще более сложная ситуация с получением валюты в качестве оплаты по международным сделкам. Сейчас это прямо запрещено статьей 14 закона «О ЦФА». Но даже если и этот закон подвергнется редакции, по-прежнему непонятно, как юридические лица должны менять криптовалюту на рубли». — объяснил специалист.
По мнению партнера юридической группы Guskov & Associates Игоря Гуськова, главный вопрос состоит в том, признавать ли вообще в российском праве оплату криптовалютой. Уже на этапе концепции законодатель дал понять, что такая опция возможна только при выполнении двух условий:
«Прежде всего, речь о наложении ареста на активы и обращении на них взыскания, поскольку на сегодняшний день исполнимость таких судебных актов выглядит туманно. Особенно в случае с «холодными» кошельками», — рассказал юрист.
Законопроект «О цифровой валюте» обеспечивает оба критерия, считает Гуськов. Он поясняет, что все легальные криптоактивы будут храниться в электронных кошельках на информационной площадке, созданной регулятором и находящейся под администрированием банков.
«Однако в этом случае утрачиваются плюсы, которые привлекают большинство пользователей блокчейн-платформ. По сути, расчеты криптовалютой отождествляются с типичными безналичными денежными перечислениями, а значит с наличием аналогичных проблем (блокировки, запросы дополнительных документов и проч.)», — признал эксперт.
На внутреннем обороте криптовалют это нововведение не отразится, сказал Быстров. Он разъяснил, что текущая версия законопроекта о регулировании оборота цифровых валют дословно повторяет установленный ст. 14 259-ФЗ о ЦФА запрет на прием цифровой валюты за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Использование криптовалюты для расчетов по внешнеторговым операциям — всего лишь изъятие из этой запретительной нормы.
Юрист указывает, что обязательным условием в таких случаях является использование адреса-идентификатора, предоставленного оператором цифровой торговой платформы. Это означает, что перед любой внешнеторговой сделкой юрлицо или ИП будет обязано получить такой адрес-идентификатор у оператора цифровой торговой платформы (ОЦТП). Однако, есть нюанс — в полномочия ОЦПТ, согласно законопроекту, входит только организация торгов цифровыми валютами, но не обслуживание внешнеторговых сделок.
«По этой причине, законодателям придется разъяснить и то, каким образом и посредством какой платформы российские ИП и юрлица должны будут проводить или регистрировать подобные сделки для целей контроля», — уверен Быстров.
Законодательные перспективы
Существенным корректировками подвергнутся нормы, касающиеся криптобирж и криптообменников. Это один из самых сложных в регулировании вопросов, в котором переплетается масса противоречивых интересов, считает член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев.
«В текущей редакции законопроект вряд ли будет принят. Думаю впереди его ждет еще ни одна итерация», — добавил Казанцев.
С учетом уже внесенных изменений, а также недавних комментариев главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова о возможном создании единственной централизованной площадки для операций с цифровыми валютами, текущая версия законопроекта будет далеко не последней, спрогнозировал партнер, руководитель практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC. По его прогнозам, более или менее согласованную между госорганами версию мы в лучшем случае увидим не ранее, чем осенью 2022 года.
«Следует рассмотреть целый комплекс мер, которые с учетом существующей реальности создадут для юридических лиц возможность покупать и продавать криптовалюту, не опасаясь негативных последствий», — полагает Брисов.
Эксперт пояснил, что поскольку нет четких разъяснений, приходится перестраховываться на каждом шагу и терпеть большие транзакционные издержки.
«Рассчитывать на то, что криптовалюта может стать универсальным расчетным инструментом пока не приходится, поскольку помимо обеспечения такой возможности с российской стороны, необходимо учитывать ограничения стран контрагентов, а также ужесточение контроля для российских граждан на зарубежных криптоплатформах», — предупредила юрист РКТ Волчек.
Она заключила, что в любом случае российский бизнес должен подготовиться к возможным рискам, связанным с последующим доказыванием оплаты.