Со вступлением в силу с 1 января 2021 года закона «О цифровых и финансовых активах» ситуация на крипторынке с точки зрения регулирования стала более прозрачной. В частности, закон определил цифровые активы как имущество, а собственники криптовалют получили гарантии прав, в случае декларирования активов. Несмотря на это многие аспекты деятельности криптоиндустрии в России по-прежнему имеют неопределенный статус и находятся в серой зоне. Об этом пишет РБК Крипто.
Например, в законе о ЦФА нет ясного ответа на вопрос, что такое криптовалюта. В законе нет понятия «криптовалюта», а только «цифровые финансовые активы» и «цифровая валюта». Хотя в рамках текущей юридической практики, эти понятия тождественны отсутствие слова криптовалюта создает дополнительную путаницу.
Цифровая валюта в законе определяется сложной формулировкой как «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа…или международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций» (Статья 1). При этом резидентам Российской Федерации не разрешается получать цифровую валюту в качестве оплаты товаров, работ или услуг (Статья 14).
Налогообложение
Закон о ЦФА регламентирует налогообложение криптовалют и обещает россиянам защиту их имущественных прав на криптовалюту только при ее декларировании. В случае получения дохода от продажи цифровых активов налогооблагаемая база будет исчисляться как разница между их ценой покупки и продажи.
Судебные прецеденты
Из-за пробелов в регулировании возникает ряд проблем, на которые регулярно обращают внимание в том числе представители правоохранительных органов. В декабре 2020 года Александр Бастрыкин предложил признать криптовалюту имуществом. Глава Следственного комитета отметил, что это «является необходимым условием расследования уголовных дел, по которым цифровая валюта выступает, например, предметом взятки или хищения».
Деятельность блокчейн-платформ
Cогласно текущей версии закона о ЦФА все сделки с цифровыми финансовыми активами «совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов». Операторами при совершении таких сделок могут быть «кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица» внесенные в специальный реестр.
На данный момент российские власти все еще не пришли к единому выводу о статусе криптовалют. С момента принятия закона прошел год, однако участников реестра ЦФА до сих пор не существует. Весной текущего года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратил внимание Минфина и Банка России на эту проблему и попросил ускорить формирование реестра. Фактически в Российской Федерации до сих пор нет ни одного юридического лица, которое может легально осуществлять выпуск цифровых активов.
Майнинг
На данный момент Россия уступила в объеме хешрейта биткоина Казахстану, остается в пятерке крупнейших стран мира по этому показателю. По данным Кембриджского центра альтернативных финансов, в июле текущего года доля России составляла 6,8%.
При этом понятие майнинга в РФ никак не регламентировано, а в законе о ЦФА оно не упоминается. Правоприменительная практика в отношении майнинга есть только в вопросах незаконного использования электроэнергии и в случае имущественных конфликтов между майнерами.