Госдума 9 июня рассмотрит во втором чтении законопроект, который даст Росфинмониторингу право отслеживать все переводы некоммерческим организациям (НКО), а также гражданам и юрлицам из-за границы вне зависимости от их суммы, пишет РБК Крипто со ссылкой на «Ведомости».
Изменения подразумевают, что если средства поступают из иностранного государства, которое внесено в специальный перечень Росфинмониторинга, государство будет контролировать в полном объеме переводы физическим и юрлицам.
Если законопроект будет принят, то он вступит в силу с 1 октября 2021 года. Эксперты объяснили, как принятие этого законопроекта может отразиться на криптоинвесторах, которые взаимодействуют с криптовалютными биржами, зарегистрированными преимущественно за рубежом.
Банки усилят контроль
Действующая версия антиотмывочного законодательства в России предполагает разделение всех операций с валютой на три категории: легальные, нелегальные и «вилку» серых транзакций, которые банки могут расценивать как потенциально нелегальные, объяснил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Роман Янковский. По последней категории операций банки могут запросить дополнительные сведения для подтверждения законности транзакции, добавил он.
Законопроект, который Госдума будет рассматривать во втором чтении 9 июня, означает, что в эту «вилку» попадут как НКО и иностранные операции, так и переводы с криптобирж, считает эксперт. По его мнению, сейчас вопрос заключается в том, насколько к этим изменениям готовы банки, и будет ли эта проверка для них обычной формальностью.
Поскольку криптовалютные биржи имеют регистрацию не России, то они попадают под действие законопроекта. В первую очередь под удар могут попасть криптовалютные биржи, которые были замечены в финансировании НКО, признанными нежелательными на территории России, поскольку российское антиотмывочное законодательство свяжет эти две структуры, пояснил эксперт. Переводы и снятие средств с таких криптобирж могут в будущем подвергаться строгому контролю, добавил Янковский.
Часто банки требуют подтверждение источника средств, то есть гипотетически могут попросить подтвердить происхождение денег, за которые была куплена криптовалюта, утверждает юрист. По его словам, в случае с централизованными биржами обосновать законность транзакции будет возможно, но если сделка происходит на децентрализованной площадке, где криптоинвестор обменивается активами с другим физическим лицом, проверить источник средств будет невозможно.
Вероятность не высока
Перечень иностранных государств, переводы из которых будут подвергаться обязательному контролю, определяет Росфиномониторинг, напомнил старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. Он считает, что этот перечень будет достаточно избирательным и вероятность, что в него будут включены все популярные для размещения криптобирж юрисдикции не высока.
«Указанный в этом пункте обязательный контроль не означает блокировку таких операций по умолчанию, но цели платежей придется обосновывать более подробно», — пояснил эксперт.